Базы данных - модели, разработка, реализация



         

Теоретико-множественные операции реляционной алгебры - часть 2


R6 = R2 \ R1 = { r | r ? R2 ? r ?/  R1 }

R5
Шифр детали Название детали
00011075 Гайка М2
00011003 Болт M1
00013063 Шайба M1
00013066 Шайба М3

R6
Шифр детали Название детали
00011077 Гайка М4
00011004 Болт М2

52

Следует отметить, что первые две операции, объединение и пересечение, являются коммутативными операциями, то есть результат операции не зависит от порядка аргументов в операции. Операция же разности является принципиально несимметричной операцией, то есть результат операции будет различным для разного порядка аргументов, что и видно из сравнения отношений R5 и R6.

В отличие от навигационных средств манипулирования данными в теоретико - графовых моделях операции реляционной алгебры позволяют получить сразу иной качественный результат, который является семантически гораздо более ценным и понятным пользователям. Например, сравнение результатов объединения и разности номенклатуры двух участков позволит оценить специфику производства: насколько оно уникально на каждом участке, и, в зависимости от необходимости, принять соответствующее решение по изменению номенклатуры.

Для демонстрации возможностей трех первых операций реляционной алгебры рассмотрим еще один пример - уже из другой предметной области. Исходными являются три отношения R1, R2 и R3. Все они имеют эквивалентные схемы.

  • R1 = (ФИО, Паспорт, Школа);
  • R2 = (ФИО, Паспорт, Школа);
  • R3 = (ФИО, Паспорт, Школа).
  • Рассмотрим ситуацию поступления в высшие учебные заведения, которая была характерна для периода, когда были разрешены так называемые репетиционные вступительные экзамены, которые сдавались раньше основных вступительных экзаменов в вуз. Отношение R1 содержит список абитуриентов, сдававших репетиционные экзамены. Отношение R2 содержит список абитуриентов, сдававших экзамены на общих условиях. И наконец, отношение R3 содержит список абитуриентов, принятых в институт. Будем считать, что при неудачной сдаче репетиционных экзаменов абитуриент мог делать вторую попытку и сдавать экзамены в общем потоке, поэтому некоторые абитуриенты могут присутствовать как в первом, так и во втором отношении.




    Содержание  Назад  Вперед