Базы данных - модели, разработка, реализация


         

Специальные операции реляционной алгебры - часть 5


R11 = R9\R10

3. Далее найдем те цеха, в которых не все детали выпускаются, для этого нам надо отношение R11 спроектировать на столбец "Цех":

R18 = R11[Цех]

R18
Цех
Цех 2
Цех 3

4. А теперь из перечня всех цехов вычтем те, кто выпускает не все детали, и получим ответ на запрос, и это будет тот же результат, что и в отношении R17.

Посмотрим, как работают операции реляционной алгебры для другого примера. Возьмем набор отношений, которые моделируют сдачу сессии студентами некоторого учебного заведения. Тема весьма понятная и привычная.

  • R1 = ; R2 = ;
  • R3 = < Группы, Дисциплина>,
  • где R1 - информация о попытках (как успешных, так и неуспешных) сдачи экзаменов студентами; R2 - состав групп; R3 - список дисциплин, которые надо сдавать каждой группе. Домены для атрибутов формально задавать не будем, но, ориентируясь на здравый смысл, будем считать, что доменом для атрибута Дисциплина будет множество всех дисциплин, преподающихся в ВУЗе, доменом для атрибута Группа будет множество всех групп ВУЗа и т. д.

    61

    Покажем, каким образом можно получить из этих таблиц интересующие нас сведения с помощью реляционной алгебры. В каждом из приведенных примеров путем операций над исходными отношениями R1, R2, R3 формируются промежуточные отношения и результирующее отношение S, содержащее требуемую информацию.

  • Список студентов, которые едали экзамен по БД на "отлично". Результат может быть получен применением операции фильтрации по сложному условию к отношению R1 и последующим проектированием на атрибут "ФИО" (нам ведь требуется только список фамилии).
    S = (R1[Оценка = 5 ? Дисциплина = "БД"])[ФИО];
  • Список тех, кто должен был сдавать экзамен по БД, но пока еще не сдавал. Сначала найдем всех, кто должен был сдавать экзамен по БД. В отношении R3 находится список всех дисциплин, по которым каждая группа должна была сдавать экзамены, ограничим перечень дисциплин только "БД". Для того чтобы получить список студентов, нам надо соединить отношение R3 с отношением R2, в котором определен список студентов каждой группы.



    Содержание  Назад  Вперед