Базы данных - модели, разработка, реализация



         

Модель "сущность - связь" - часть 3


Например, если мы рассмотрим связь типа "Изучает" между сущностями "Студент" и "Дисциплина", то это связь типа "многие - ко - многим" (М:М), потому что каждый студент может изучать несколько дисциплин, но и каждая дисциплина изучается множеством студентов. Такая связь изображена на рис. 7.3.

Между двумя сущностями может быть задано сколько угодно связей с разными смысловыми нагрузками. Например, между двумя сущностями "Студент" и "Преподаватель" можно установить две смысловые связи, одна -рассмотренная уже ранее "Дипломное проектирование", а вторая может быть условно названа "Лекции", и она определяет, лекции каких преподавателей слушает данный студент и каким студентам данный преподаватель читает лекции. Ясно, что это связь типа многие - ко - многим. Пример этих связей приведен на рис. 7.3.

Рис. 7.3. Пример моделирования связи "многие - ко - многим"

Связь любого из этих типов может быть обязательной, если в данной связи должен участвовать каждый экземпляр сущности, необязательной - если не каждый экземпляр сущности должен участвовать в данной связи. При этом связь может быть обязательной с одной стороны и необязательной с другой стороны. Обязательность связи тоже по-разному обозначается в разных нотациях. Мы снова используем нотацию POWER DESIGNER. Здесь необязательность связи обозначается пустым кружочком на конце связи, а обязательность перпендикулярной линией, перечеркивающей связь. И эта нотация имеет простую интерпретацию. Кружочек означает, что ни один экземпляр не может участвовать в этой связи. А перпендикуляр интерпретируется как то, что по крайней мере один экземпляр сущности участвует в этой связи.

124

Рассмотрим для этого ранее приведенный пример связи "Дипломное проектирование". На нашем рисунке эта связь интерпретируется как необязательная с двух сторон. Но ведь на самом деле каждый студент, который пишет диплом, должен иметь своего руководителя дипломного проектирования, но, с другой стороны, не каждый преподаватель должен вести дипломное проектирование.


Содержание  Назад  Вперед